Порядок предоставления социальной помощи в рф

Государственная социальная помощь в 2020 году

Порядок предоставления социальной помощи в рф

Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 “Социальное обслуживание населения. Термины и определения”, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г.

N 532-ст – это “социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе”.

Государственная социальная помощь предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, установленные законодательно в настоящее время на федеральном уровне:

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службыОснование для назначения:
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

    Основание:

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

На региональном уровне социальная материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ “О размере государственной социальной помощи в Московской области” социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб., не более 1000 руб. в месяц или 6 000 руб. за календарный год.

Материальная помощь за счет средств областного бюджета оказывается гражданам, имеющим место жительства в Московской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в следующих размерах:

  • малоимущим одиноко проживающим гражданам – до 10,0 тыс. руб.;
  • малоимущим семьям – до 7,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В случае имущественных и других потерь:

  • одиноко проживающим гражданам – до 50,0 тыс. рублей;
  • семьям – до 30,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала – от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно нереально.

Но надо иметь ввиду, что порядок выплаты социальной материальной помощи и ее размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

С 2011 года в нашей стране проводится эксперимент в 17 регионах по заключению с государством социальных контрактов.

Социальный контракт – это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей, органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования.

Его цель – предоставление адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальной материальной помощи в своем регионе проживания можно в разделе “Социальная поддержка в регионах”.

Источник: https://socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/denezhnaja_forma_predostavlenija_socialnoj_podderzhki_grazhdan/gosudarstvennaja_socialnaja_pomoshh/

Государственная социальная помощь в Российской Федерации

Порядок предоставления социальной помощи в рф

Определение 1

Государственная социальная помощь — это предоставление государством социальных субсидий, пособий, услуг, жизненно необходимых товаров определенным категориям граждан.

Для реализации федерального законодательства о государственной социальной помощи необходимо определить точный круг получателей этой помощи, периоды ее предоставления, размеры, порядок назначения (отказа).

Цели оказания государственной социальной помощи:

  • поддержание уровня жизни граждан, чей доход ниже прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ;
  • адресное использование бюджетных средств;
  • создание условий для обеспечения доступности социальных услуг;
  • снижение уровня социального неравенства.

К социальной помощи относятся выплаты социальных пенсий и других компенсационных выплат. Эти выплаты предоставляются вне зависимости от уровня среднедушевого или индивидуального дохода. Социальная помощь может предоставляться тем гражданам, чей среднедушевой доход (по причинам от них не зависящим), ниже прожиточного минимума, предусмотренного субъектом Федерации.

Особенности назначения государственной социальной помощи:

  • назначается лицам, не имеющим (не приобретшим) права на трудовую пенсию, не имеющим заработной платы (или иного дохода); социальная помощь является основным источником средств для существования;
  • источником финансирования выступают бюджеты разных уровней;
  • размеры социальной помощи соотносятся с минимальной заработной платой (прежняя заработная плата или иной доход не учитываются).

Отдельным категориям граждан (участники Великой Отечественной войны, инвалиды и т.д.) материальная социальная помощь от государства и определенный набор социальных услуг предоставляются независимо от их среднего дохода.

Виды социальной помощи

Если граждане не имеют средств для существования в объеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь.

Виды социальной помощи:

  • денежные выплаты (пособия, пенсии, субсидии, компенсации);
  • льготные (частично-платные) или бесплатные услуги (домашние, в стационаре и т.д.);
  • помощь, предоставленная в натуральном виде (продукты питания, топливо, одежда и обувь, лекарственные препараты и т.д.).

К основным источникам финансирования относятся средства федерального бюджета, бюджетов иных уровней, принципом распределения которых выступает принцип адресного и рационального использования. Адресная помощь оказывается единовременно и на период не менее 3 месяцев. Виды адресной социальной помощи: субсидии, социальные пособия, компенсации.

Социальная помощь назначается соответствующим государственным органом по социальной защите населения непосредственно по месту жительства или по месту пребывания нуждающегося гражданина.

Для получения социальной помощи необходимо подать заявление, в котором указываются сведения о доходах, составе семьи, принадлежащем ближайшим членам семьи на праве собственности имуществе.

Все поданные сведения изучает специальная комиссия в строго установленные сроки.

Социальные услуги и социальное обслуживание

Определение 2

Социальное обслуживание — это деятельность, направленная на социально-экономическую поддержку граждан, очутившихся в тяжелой жизненной ситуации, и реализуемая в виде оказания медицинских, бытовых, правовых, психолого-педагогических, информационных, реабилитационных и иных услуг.

Социальное обслуживание включает следующие понятия:

  • социальные службы — учреждения и предприятия (независимо от форм собственности), предоставляющие социальные услуги, граждане, чья предпринимательская деятельность направлена на социальное обслуживание населения (без регистрации юридического лица);
  • социальные услуги — действия по оказанию конкретным категориям граждан помощи социальной службой;
  • трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (неспособность к самообслуживанию, инвалидность, безнадзорность, сиротство, безработица, малообеспеченность, жестокое обращение в семье и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Предоставление социальных услуг должно распространяться на все сферы жизнедеятельности человека, включать в себя помощь на дому, в условиях стационара, предоставление временного приюта, организацию пребывания в учреждениях социального обслуживания, социально-терапевтические, консультативные, обучающие и коррекционные услуги, психологическую и юридическую помощь в решении проблем, возникающих внутри семьи, в реабилитации детей-инвалидов.

Качество и объем оказываемых услуг должны полностью отвечать потребностям населения, что обусловлено наличием у государства организационных, материальных, информационных и других средств обеспечения данного вида социальной помощи.

В России государственное социальное обслуживание строится на принципах справедливости, доступности социальных услуг, законности и приемлемости их предоставления, экономичности и эффективности, солидарности с клиентом. Гарантии соблюдения этих принципов не всегда конкретно оговорены в федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Наиболее распространенными и востребованными социальными услугами являются материальная помощь, выдача пособий, вещевая помощь. Многие граждане нуждаются в получении медицинской помощи, значительном улучшении жилищных условий.

При этом предоставление других услуг — юридическая, педагогическая, психологическая поддержка и другое не осознается, как необходимость.

Развитие социальной сферы подразумевает опережающие предложение различных социальных услуг и массовое распространение о них информации в обществе.

Совершенствование системы оказания социальных услуг и помощи должно основываться на применении инновационных социальных технологий, развитии партнерства социальных служб и граждан.

Эффективность социальной защиты населения зависит от завершенности и структурной полноты системы деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь (социального обеспечения, социального обслуживания, социального страхования).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennaya_socialnaya_pomosch_v_rossiyskoy_federacii/

Социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей: порядок получения выплат и законодательная основа

Порядок предоставления социальной помощи в рф

Малоимущие семьи в настоящее время сильно распространены на территории Российской Федерации. При этом основное количество таких семей получает данный статус после появления у них ребенка.

Именно по этой причине государство разрабатывает и активно внедряет различные меры социальной поддержки, главной целью которых является улучшение условий жизни таких семей и поддержание их «на плаву» за счет увеличения уровня доходов с помощью различных пособий и субсидий.

На что может рассчитывать в социальном плане малоимущая семья, у которой есть хотя бы один ребенок, а также каким образом, с точки зрения законодательства, должен быть определен статус такой семьи?

Статус малоимущей семьи с точки зрения действующего законодательства

Малоимущая семья – это всегда такая семья, уровень доходов которой ниже установленного в государстве в целом и в конкретном регионе в частности прожиточного минимума со сформированной минимальной потребительской корзиной.

В каждом регионе уровень прожиточного минимума устанавливается на основании экономического состояния такого региона, а также на основании того, каковы цены на жизнь и что должно входить в минимальную потребительскую корзину.

На федеральном уровне регулирование прожиточного минимума также осуществляется – для этого еще в 1997 году был принят Федеральный закон, который получил прямое название «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Именно этот нормативный акт и ложится в основу того механизма, который должен быть использован при определении тех семей и одиноких граждан, которые могут быть отнесены к малоимущим гражданам.

Так как получить статус малоимущей семьи необходимо путем оформления юридически такого статуса, необходимо также использовать нормативные акты, которые позволяют рассчитать среднедушевой доход на каждого члена семьи, претендующей на получение статуса малоимущей.

Основным нормативным актом в данном случае следует считать Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Данный закон имеет своей непосредственной целью регулирование процесса проведения расчетов среднедушевого дохода для определения того, находится ли та или иная семья или одиноко проживающий человек за гранью нижней границы прожиточного минимума или нет.

В том случае, если уровень доходов на каждого члена семьи по итогам проведения всех необходимых расчетов оказывается ниже, чем установленный прожиточный минимум в конкретном регионе, она может получить статус малоимущей и претендовать на оказание тех или иных видов социальной помощи.

Доступные виды социальной помощи

Социальная помощь для малоимущих семей всегда оказывается на уровне регионального финансирования. Это обусловлено тем, что именно на этом уровне назначаются все те пособия, которые направлены на поддержание на достаточном уровне доходов семьи для нормального их существования.

На сегодняшний день, кроме уже ставших привычными субсидий на улучшение жилищных условий и компенсацию части оплаты коммунальных услуг, малоимущие семьи, если в них воспитываются дети, могут рассчитывать также на получение следующих видов помощи:

  • пособие на ребенка, которое выплачивается разово при появлении ребенка на свет (выписывается органами социальной защиты населения при предъявлении свидетельства о рождении или усыновлении ребенка в семью и соответствующего заявления от одного из родителей);
  • пособие по уходу за ребенком, пока малыш не достигнет возраста полутора лет; оно может быть начислено органами социальной защиты населения или работодателем, если родитель, который будет получать такое пособие, до ухода в декретный (по уходу за ребенком) отпуск имел официальное трудоустройство;
  • пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет, если такой ребенок обучается в школе или другом образовательном учреждении, в том числе среднего профессионального образования или высшего образования на очной бюджетной форме (для таких детей пособие продлевается до достижения ими возраста двадцати трех лет или окончания обучения);
  • пособия, выплачиваемые из регионального бюджета для помощи семьям на основании указов губернаторов или других руководителей конкретного региона, именуемые «губернаторскими» пособиями. Они устанавливаются на основании решения такого руководителя в части графика их выплат (ежемесячно, ежеквартально или единоразово в течение одного года), а также в отношении размера такой выплаты. Единым требованием к таким выплатам является только то, что они выплачиваются до достижения ребенком возраста шестнадцати лет, а для обучающихся в высших профессиональных образовательных учреждениях на очной форме – до двадцати трех лет.

Все перечисленные выплаты, которые предоставляются малоимущим семьям с детьми, являются мерами социальной помощи таким семьям и назначаются в том случае, если семья официально подтвердила свой статус малоимущей.

Данные выплаты являются дополнительными в тех случаях, когда в семье воспитывается хотя бы один ребенок и добавляются к обязательным пособиям, которые назначаются для малоимущих семей и одиноких граждан для поддержания их уровня жизни.

Порядок начисления и предоставления адресной социальной помощи

Адресная социальная помощь в контексте малоимущих семей – это всегда материальная помощь, которая предоставляется в виде конкретной суммы денежных средств, рассчитанной именно для той или иной семьи. Определение размера суммы выплат происходит на основании положений Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из целей предоставления такой помощи.

Адресная социальная помощь всегда предоставляется только на основании специально поданного заявления от представителя малоимущей семьи о том, что такой семье нужна социальная помощь.

В подаваемом заявлении необходимо указать, на каком основании такая адресная помощь должна быть предоставлена (например, по причине смерти второго родителя в семье и пребывания в трудной жизненной ситуации), а также кто именно должен стать получателем такой помощи (конкретный человек или сама семья).

При этом при подаче такого заявления следует понимать, что данный вид помощи не является регулярным и не может быть признан пособием, так как предоставляется единовременно.
Как и для других видов соцпомощи, малоимущая семья, которая направляет в органы социальной защиты населения соответствующее заявление, должна предоставить подтверждающие документы, содержащие подробную информацию о том, по каким причинам той или иной семье потребовалось предоставление такой помощи.

Расчет суммы, которая будет предоставлена от органов социальной защиты населения, происходит на основании нескольких показателей, к которым относятся:

  • количество воспитываемых детей в семье, имеющей признанный с документальной точки зрения статус малоимущей;
  • обстоятельства, которые повлияли на необходимость предоставления такого вида помощи (например, произошедший пожар, который уничтожил все вещи и жилое помещение семьи);
  • давность произошедших событий, которые стали причиной необходимости оказания такого вида помощи;
  • информация о том, какой общий уровень дохода имеет малоимущая семья и насколько они могут себя обеспечить предметами первой необходимости на основании имеющегося у них уровня дохода (в такой доход также следует включить и сумму, которая начисляется в качестве всех пособий, доступных для получения такой семьей).

Данный вид социальной помощи является не только адресной, но также и целевой (то есть направленной на получение того или иного вида материальных благ), что требует обязательного отчета об использовании всех предоставленных денежных средств.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

Данный нормативный акт является определяющим в сфере расчета и порядка предоставления тех или иных видов социальной помощи и социальных гарантий для малоимущих семей.

Он не только перечисляет, какие именно виды социальной помощи могут быть доступны малоимущим семьям, но также и предоставляет подробную информацию о том, каким образом должны быть разграничены полномочия федерального и регионального уровней власти, а также каким образом следует использовать функциональные возможности муниципалитетов при определении возможностей малоимущих семей на получение тех или иных видов помощи.

Несмотря на то что данный закон был принят в 1999 году, он до сегодняшнего дня не потерял свою актуальность, так как не только регулирует процедуру предоставления социальной помощи разным категориям населения, но также и гарантирует отдельным категориям граждан право на получение тех или иных видов социальной помощи.

Так как нередко граждане, которые подают заявление на предоставление различного рода социальной помощи, не имеют право на ее предоставление, данный Федеральный закон сформировал перечень обязательных положений, по которым может быть сформулирован мотивированный отказ в предоставлении такого вида помощи, а также перечень оснований, с помощью использования которых может быть уменьшен размер предоставляемой социальной помощи разным категориям граждан, в том числе малоимущим.

Социальная помощь семьям, которые имеют признанный с юридической точки зрения статус малоимущих семей, всегда предоставляется от имени государства.

Видов такой помощи может быть большое количество, а главное назначение любого вида предоставления помощи – повышение уровня материального благосостояния такой семьи.

Особое внимание при оказании социальной помощи государство направляет на малоимущие семьи, которые воспитывают детей.

Отдельного внимания со стороны государства всегда заслуживает предоставление адресной социальной помощи, которая рассчитана на то, чтобы стать разовой мерой поддержки семьям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Такие семьи для подтверждения права на получение адресной социальной помощи должны подтвердить, что в конкретный момент времени оказались в трудной жизненной ситуации.

В противном случае, руководствуясь положениями статьи 9 Федерального закона «О государственной социальной помощи», органы социальной защиты населения вправе отказать в предоставлении любого вида социальной помощи.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/posobiya-i-lgoty/socpomos-maloimusim.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть